«Выпей из дуршлага тогда! – молвил Максим в ответ на хвастливые заявления Петра, что человеку, мол, все доступно и протчая. Пораженный Петр выпил».
В. Шинкарев, «Максим и Федор»
Что может быть скучнее и обыденнее, чем придорожно пограничная канава на границе землевладения? Оплывшие, заросшие бурьяном склоны, со стороны дороги полоса черноплодки, со стороны участка в лучшем случае посадки смородины, а то и вовсе ничего. Классика. А хорошо ли? И что с этим делать?
«Танцуем» от канавы. Канавы бывают разные – и по ширине, и по глубине. Возьмем нечто среднее – шириной в метр и глубиной 0,6 м. Работы по облагораживанию начнем с откосов, летом, при минимальной высоте стояния воды (если канава по лету вообще не пересыхает). Поле для фантазии широкое, и реализовать его будем сообразно силам и кошельку. В идеале – выкладываем откосы до уровня весеннего стояния воды диким камнем на бетонной связке. Красиво, практично, трудозатратно, дорого. Не сильно проще, но чуть подешевле – отливаем бетонные борта канавы. При этом обязательно надо учесть, чтобы со стороны участка в бетонной стенке были заложены отверстия для стока воды, как весенней талой, так и дождевой.
Многообразие низкобюджетных вариантов не поддается подсчету – и доски, и старое кровельное железо, и б/у автомобильные покрышки, и вообще все
более-менее плоское и не слишком гниющее, что можно найти на свалке. В этом смысле оптимальным материалом кажутся плоские радиаторы центрального отопления, которые в связи со все возрастающей популярностью алюминиевых завершают свой век на свалках. Ширина для укрепления стенки средней канавы вполне достаточная, длина – сколько штук выставишь, долговечность – не вечны, но на жизнь одного поколения хватит. Да и не стоит заморачиваться о вечном в бренном мире! Сейчас живем.
Вот мы стенки нашей канавки укрепили, больше они не сползают и не осыпаются, а что дальше? А дальше начинаем заниматься красотой!
Можно, отяготив бюджет, отправиться в садовый центр на предмет покупки влаголюбивых экзотов. Оставим такой поход для новых русских садоводов. А куда пойдем мы с вами? На край окрестного болота, на берег пруда или озерца. И что для нас там может быть интересного?
В первую очередь – калужница болотная. Один из ярчайших представителей семейства лютиковых. Требовательность – никакая, лишь бы было сыро. Весеннего затопления не замечает, спала вода – и цветет изумительными крупными, яркожелтыми цветками. Размножается и вегетативно, и семенами. И не редкость вовсе. Это верхняя граница нашей канавы.
Спускаемся в воду. Ирис желтый, касатик. Еще один неубойный представитель местной флоры, в начале июня дарящий нам шикарные цветы. Добывать его в естественных местообитаниях несколько проблематично – он заходит и на поколенную глубину, но дело того стоит. Будучи высаженным, растет без малейшего ухода, сравнительно активно расползается (регулируйте!).
Еще одно отличное местное «поколенное» растение – сусак зонтичный. Прост в культуре, нетребователен, красив.
А хвощ речной? Темно-зеленая щетка глянцевых побегов метровой высоты поднимающаяся из воды! А если в заросль хвоща внедрить несколько экземпляров водного лютика (не путать с Batrachium – шелковник – тоже «лютик», но подводный) – Ranunculus lingua, его светло-зеленая зелень с крупными одиночными ярко­желтыми цветками на фоне темного хвоща будет смотреться необыкновенно эффектно!
В самом урезе воды можно посадить белокрыльник – очень хорош в цвету, или горец земноводный, который едва ли не краше. Только следует помнить, что и тот, и другой активно захватывают зеркало воды, так что их экспансию надо регулировать.
А обладатели широкой и глубокой, непромерзающей канавы, вполне могут посадить кубышку или кувшинку. Работа большая – «вынырять» корневище и внедрить его на место, но дело того стоит. Особенно, если под сажаемое корневище (работа, конечно, адовая, под водой на глубине не менее 0,6 м) вы внедрите несколько фрагментов навоза с яйцо, закатанных в шар глины с кулак – ох, каким цветением вам ответят нимфейные!
Так что, перефразируя поговорку, из любой руды получится золото. Было бы желание!